Александра/Мария Богдановна Славянская (Бекман) (№160)

(19.03.1818 - 27.11.1898, Смоленское кл. С-Петербург)

 

Второе имя Мария, см. Журнал стр.35 документа [РГИА ф.468, оп.2, д.100, 1812г].
 

В 1846 г. вышла замуж за художника, будущего академика Академии Художеств - Ф.М. Славянского.
Восприемница при
крещении 13 февраля 1872 г Константина Николаевича Бекман.

[ЦГИА ф.536.,оп.6,д.4587 О сопричислении сыновей отставного Статского Советника Николая Богдановича Бекманъ Сергея и Константина къ роду отца ихъ по двор. Род. Книги].

 

Справа её изображение на картине 1851 г.

 

Похоронена на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с мужем, дочерьми Лидией и Ольгой и зятем. Гранитная горка. Крест утрачен. (фото справа).

 

 

 

муж её Фёдор Михайлович Славянский (№193)

(1817 г. - 18.02.1876 г. Санкт-Петербург)

      Крепостной помещика Андрея Александровича Семенского, предположительно родился в селе Берёзовский Рядок, имения Тугановичи, Валдайского уезда, Новгородской губернии [Виноградов Б.К., Иванова Н.И., Сорока Л.Н.]. Художник рано проявил свой талант, самостоятельно занимаясь росписью иконостасов в артели иконописцев. В 1839 году Алексей Гаврилович Венецианов пригласил Фёдора "как зрелого художника", в свою художественную школу,  в его поместье Сафонково. Вольную от князя А.А. Путятина получил около 1840 г. за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова, рекомендовавшего талантливого ученика к занятиям в Академии.
    Через некоторое время после поступления вольнослушателем в Академию художеств, в 1840 г. Фёдор получил фамилию "Славянский" и работал в Эрмитаже. (хотя Венецианов ходатайствовал о присвоении ему своей фамилии
[РГИА, ф.789, оп.14, д.105, л.1] и, несмотря на отказ, называл его своей фамилией).

Обучался под руководством профессоров Варнека и А.Т. Маркова, и одновременно брал уроки у Венецианова.

С самого начала своей творческой деятельности Фёдор проявил интерес к портретной живописи. И хотя его первые работы - ещё довольно робкие, но трогают с какой добросовестностью художник относится к своей задаче, с каким вниманием к своей модели.

Фёдор считал Венецианова своим отцом и благодетелем и вложил всю свою любовь в портрет Алексея Гавриловича. Вся семья художника рассказывала о портрете подробности, как будто сами знали любимого дедушку [6].

В продолжение всего своего творчества Славянский Ф. и Сорока Г. оставались наиболее верными и последовательными приверженцами "методы" Венецианова среди множества талантливых воспитанников его школы.

    1839 г. участвовал в лотерее в пользу СПб детской больницы работами *,
    1840 г. вольноприходящий ученик Академии Художеств.
Сначала значился в ИАХ как Венецианов. Алексей Гаврилович долго называл его в письмах и документах своим именем!
Так в 1840 г. он сообщил обществу поощрения художников о том, что его ученики Бурдин и Венецианов [Славянский] начали писать маленькую церковь Зимнего Дворца с разных сторон. Также Славянского, как Михайлова сына, исследователи путали с Михайловым А.М.
    1842 г. получил серебряную медаль за работы ** с натуры,
    1845 г. получил звание "
неклассного" [свободного] художника,
    1847 г. получил вторую серебряную медаль и особую похвалу Совета Академии за картину с натуры №39,
    1852 г. избран в "назначенные" в Академики за картины "На балконе" (№42) и портреты Бекман (№44) и Свечина (№45), что несомненно свидетельствовало о признании его как портретиста и в академических кругах,
    1852 г. признан Академиком портретной живописи Академии Художеств
 [РГИА, ф.789, оп.14, д.105, л.18],
    1853 г. утверждён Титулярным Советником,
    1854 г. учитель рисования в Лесном и Межевом институтах,
    1859 г. произведён в Коллежские Ассесоры,
    1862-75 гг.  преподаватель Василеостровской и Петровской женских гимназий в Петербурге. Давал частные уроки.

Формулярный список на 1876 г. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23].

Известный сегодня список работ включает более 70 произведений, выставленных во многих музеях и галереях.
     Русский Музей - 15 произведений (№7, 11, 23, 24, 25, 26, 27, 40, 41, 42, 50, 60, 62, 65, 66).
     Третьяковская Галерея (№9, 10, 19?, 61).
     Музей Академии Художеств (№49).
     Оружейная палата. Москва (№22)
     Тюменский областной музей изобразительных искусств (№30)
     Екатеринбургский музей изобразительных искусств (№43).
     Музей изобразительных искусств Тбилиси (№56).
     Львовская картинная галерея (№63).
     Национальный художественный музей Республики Саха, Якутия (№44)
     Павловский дворец-музей (№51)
 

Автором сайта обнаружены сведения и собраны изображения картин:

1. Иконостас храма «Успения Божьей Матери».
2. Сохранившийся фрагмент холста Успенье Пресвятой Богородицы, Богородица с Предвечным младенцем.
3. Образа церкви Успенья Божьей Матери и Николая Чудотворца в селе Берёзовский Рядок, где Фёдор, был крещён (записи краеведа).
4.   «Старик с шапкой»*. До 1839 г.,
5.   «Девушка кормит цыплят»*. До 1839 г.
6.   «Портрет старика крестьянина»*. До 1839 г.
7.   Пейзаж и перспективные рисунки. Выставка Академии Художеств 1842 г.
8. «Крестьянка за прялкой». Бумага, карандаш итальянский, 42.8х35.9, рисунок из самых ранних штудий. Русский музей, Р-3240.
9. «Кабинет художника А. Г. Венецианова». Холст, масло, 35х43. 1839 г.  С 1902 г. в Государственной Третьяковской Галерее. Приобретена у О.К. Славянской в 1902 г., №304, копия с работы А.В. Тыранова.
10. «В комнатах у А.А. Семенского в Тверской губернии [Отрадное]»**. Холст, масло, 54.5х111.5, 1830 - 1840 гг., Не окончена. Государственная Третьяковская Галерея, в 1929 г. поступила из музея иконописи и и живописи им. И.С. Остроухова, №11175.
11. «Прачки на чердаке Академии Художеств». 51.5х65.5, Этюд к картине Чердак АХ. Государственный Русский Музей. Из собрания Прянишникова Ф.И., Залеман М.А.
12.   «Мужичок столяр». По материалам Нерадовского П.И.
13.   «Портрет отца священника Андреевского собора на Васильевском острове». По материалам Нерадовского П.И.
14.   «Малая церковь Зимнего дворца». 1840 г. Выставка Академии Художеств 1842 г.
15.   «Пейзаж, погост села Дубровского» или иначе «Вид усадьбы Венецианова». Лето 1841 г. Написана в Тверской губернии и вызывала особую гордость Венецианова. Картина была приобретена для кабинета Николая I в Зимнем Дворце.
16.   «Часовня в Зимнем дворце»**. До 1842 г. Выставка Академии Художеств.
17.   «Кабинет Рюминой»**. До 1842 г., Выставка Академии Художеств 1842 г.
18.   «Гостиная великой княжны Ольги Николаевны»**. До 1842 г. Выставка Академии Художеств 1842 г.
19. «Портрет Венецианова»**. 1842 г., Выставка Академии Художеств 1842 г., местонахождение неизвестно. (Известный исследователь творчества школы Венецианова, доктор искусствоведения, профессор Савинов А.Н. в работе [6] задаёт вопрос - "Не им ли является известный портрет, считающийся произведением Г.В. Сороки? Портрет отличается от других произведений Г.В.Сороки характеристикой, объёмностью, пространственностью, движением, но не противоречит творчеству Славянского в ранний период"). [К тому же портрет не подписан, а подпись на подрамнике - ученик Венецианова, Сорока - сделана много позже смерти обоих, рукой неизвестного. Вообще, прошли десятилетия после смерти Григория, прежде чем его картины появились в музеях, а имя стало известно].
20.   «Портрет Борщова»**. До 1842 г.  Выставка Академии Художеств 1842 г.
21.   «Невеста». Копия Ф.А. Моллера.
22. «Портрет Павла I». 1843-1844 гг., отправлена в оружейную палату.
23. «В Помпеянской галерее Зимнего дворца». Холст, масло, 71.5х53, 1842 г. Государственный Русский Музей. Изображена Помпейская галерея. Унт. оф. Макаренко - Гренад. дворц. роты, Скороходъ Мейеръ, Истопн. Брехт, Арабъ Артуа. Куплена Н. Николаевичем 1842 г, подарена Е.И.В.В.К. Александре Ни., и по кончине ея возвращена В.К.Н. Николаевичу авг. 1844 г. Поступила в 1918 г из собрания В.К. Николая Николаевича, Ж-3686.
24. «Старуха с палкой». Холст, масло, 43х36.5, конец 1830-х гг., дар О.К. Славянской Государственному Русскому Музею, Ж-3687.
25. «Крестьянская девочка». Холст, масло, 36.5х27.5,1840-е гг., дар О.К. Славянской Государственному Русскому Музею в 1930 г, Ж-3688.
26. «Крестьянская девушка». Холст, масло, 33.5х24,1840-е гг., поступила от М.В. Костылева в Государственный Русский Музей в 1981 г, Ж-10327, авторство под вопросом.
27. «Девушка в лесу». Холст, масло, 23.5х21.5, 1840-е гг. Государственный Русский Музей, поступила в 2000 г от ООО "Прибой", [подпись на обороте чернилами "венецiановъ"], Ж-12042.

 

Академия Художеств рекомендовала художника Императору для копирования картин членов Императорской семьи.
Т.о. в том числе написаны:

28. Копия портрета Императрицы Александры Фёдоровны художницы Робертсон из ротонды Зимнего Дворца. [РГИА, ф.789, оп.1,ч.2, д.2892, 1844 г.].
29.   Копия портрета Императрицы Александры Фёдоровны работы худ. Винтерхальтера [РГИА, ф.466,оп.1,N449].

 

30. «Дама в чепце». Холст, масло, 67х55.5, 1843 (7?) г, Тюменский областной Музей Изобразительных Искусств, Ж-550. Подпись слева внизу по вертикали, год - неразборчиво. Куплена у М.П. Кагановой в 1962 г.
31.   «Портрет игуменьи». [Семенской], 1844 г.
32.   «Молящаяся нищая». 1846 г.
33.   «Портрет М.И. Путятиной (ур. Мельницкой)».
34.   «Вид Палермо». Копия, 1846 г.
35.   «Портрет А.Н. Оленина» [Президента Академии]. Копия А.Г. Варнека. Приобретена АХ.
36. Два портрета «Великой Княгини Ольги Николаевны». Акварельные копии В.И. Гау.
37.   «Портрет Великого Князя Александра Николаевича». 2.55х1.65, Центральное хранилище дворцовых фондов АХ.
38. «Портреты Великой Княжны Ольги Николаевны в военном костюме». 1846 г. [РГИА, ф.789, оп.1,ч.2, д.3066], [памятка Елисаветградского полка].
39.   «Старик в тулупе». 1847 г.
40. «Портрет неизвестного». 1849 г. Государственный Русский Музей, поступила в 1991 из худ. салона-выставки №1 Ленинград, Ж-11799.
41. «Голова русской женщины». Холст, масло, 42х35.5, 1840-е гг (1854?). Государственный Русский Музей, поступила в 1910 г. от А.В. Милюковой, Ж-6270.
42. «Cемейная картина. На балконе». Холст, масло, 102.5х68.5, 1851 г, Государственный Русский музей (инв. № Ж-3684). Поступила в 1921 г. из собрания Ручко. Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, тёща Анна Амалия Бекман и дети: Кронид, Лидия Славянские и крестник Евгений Бекман (по дате рождения получается Анатолий). Справа внизу подпись. За эту картину и за два портрета в 1851 году Славянский получил звание „назначенного в академики" (т.е. соискателя). В наши дни картина неоднократно экспонировалась на выставках,[11].
43. «Портрет Юлии Фёдоровны Бекман». Холст, масло. 88х70, Начало 1850-х гг, Музей изобразительных искусств, Екатеринбург. В 1957 г. картина куплена у Федорихина П.В. в очень плохом состоянии. Реставрирована.
44. «Портрет А.Е. Бекман». [Тёщи художника - Анны Егоровны] 1851 г., Холст, масло, 50х41, овал. Национальный художественный музей Республики Саха, Якутия, [в музее под наименованием «Женский портрет»,  см. для сравнения изображение на семейной картине №41. Картина выставлялась в Третьяковской Галерее "Золотая Карта России"].
45.   «Портрет Свечина». 1851 г.
46. «Неизвестная в одежде Смолянки». Холст, масло, 1851 г, из собрания И.С.Зильберштейна. Москва. [Список воспитанниц Смольного института благородных девиц].
47.   «г. де Мортье», 1851-1852 г., Выставка Академии Художеств 1857 г.
48.   «г-жи Зубрицкой», Выставка Академии Художеств 1857 г.
49. «Портрет Адама Васильевича Олсуфьева» почётного любителя Академии Художеств, писателя, государственного деятеля. 71х58, 1852 г., Портретная выставка АХ 1870 г.
50. «Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева». Холст, масло, 129.5х100. 1852 г., Государственный Русский Музей, Ж-6038, Поступила в 1923 г. из АХ.
51. «Портрет Фёдора Васильевича Ростопчина». 1853 г.
Х.м., копия С. Тончи - Павловский дворец-музей (Государственный Музей-Заповедник "Павловск").
52.   «Портрет Нарышкина». Копия экземпляра АХ, 1853 г.
53.   «Портрет Бекман А.Б.» [жены Александры Богдановны]. 1853 г.
54.   «Портрет Кизеветер». 1853 г.
55.   «Портрет Цес». 1853 г.
56.   «Царица Александра». Копия образа К.П. Брюллова. Холст, масло, 89х71, 1853-1854 гг., Государственный музей искусств Тбилиси.
57. Портреты Государя Императора Николая I, копированные с работы живописца Крюгера [РГИА ф.789, оп.2, д.30 (1855 г.)]
58.   «Портрет Синягиной». 1855 г.
59.   «Портрет Зубриковой». 1857 г.
60. «Портрет штаб-офицера с медалью "За защиту Севастополя"». Холст, масло, 83х69, 1858 г., Ж-3683, подпись "Ф. Славянский, 1858, года" слева у плеча, библиография 624 № 5472, с 1924 г.  в Государственном Русском Музее из ГМФ.
61. «Семейный портрет», Холст, масло, 218х181. Подписана внизу на скатерти 1852[8] г, Государственная Третьяковская Галерея. инв. №9251, Поступила в 1925 г. из Гос. Цветковской Галереи, ранее в 1900 г. И.Е. Цветков приобрёл её у В.Х.Гобермана). Автор сайта, основываясь на датах рождения детей, полагает что картина датируется 1858 г., возможно, 2 в подписи - подделка из 8, либо дата сознательно искажена художником?
62. «Портрет Веры Николаевны фон Дервиз, рожд. Тиц», (1832 - 1903) жены П.Г. фон Дервиз. Холст, масло, 103.5х81 (овал), 1858 г,  Ж-5429. Государственный Русский Музей от П.П. Дервиз.
63.   «Портрет неизвестной». Холст, масло, 105х81, 1858 г., овал. Львовская картинная галерея.
64.   «Портрет Сверчковой». 1858 г.
65. «Портрет Константина Михайловича Беляева». Масло, картон, 31.5х23.5, 1859 г., Ж-3682. Государственный Русский Музей с 1910 г. от В.В. Семенского.
66. «Автопортрет». Холст, масло, 30х22.5. Примерно 1860 г., дар О.К. Славянской Государственному Русскому Музею, Ж-3685, (написан в сдержанной, скромной гамме серовато-зеленоватых тонов. Поражает своей непритязательностию и правдивостию. В нём нет никакой эффектности, броскости. Всё свидетельствует о внимательном, реалистическом подходе к натуре).
67.   «Портрет Рейтера». 1862 г.
68.   «Портреты Александра II». 1865-1867 гг., поясные и в рост.
69.   «Портрет Симбирской». 1865-1866 гг.
70.   «Портрет Косаловской».  1865-1866 гг.
71.   Две копии с «Портрета Кусова». Для Волковской богадельни и Купеческой управы.
72.   «Портрет Ад. Вл. Олсуфьевой». 1 аршин 13 вершков.

... и др.

Портрет – удивительный жанр. Это и историко-художественный материал, и способ познания отдельной эпохи. Но, прежде всего, портрет – это бесценный исторический документ, где в лицах и типажах отпечатался далёкий период времени.

Высоко ценились портреты, которым художник уделял в своем творчестве достаточное внимание. Именно за портреты, и в их числе «Семейный. На балконе», «Портрет В.К. Шебуева», художник был удостоен звания Академика Императорской Академии Художеств.

"Славянский предстаёт в своих работах художником точным и наблюдательным, ищущим характерных особенностей изображённого, разнообразным в средствах и владеющим значительным мастерством. Художник унаследовал в школе Венецианова здоровые основы реализма, придавшие его работам значительность и силу". А.Н. Савинов [6].

(Когда неизвестный портрет обретает свои "паспортные данные", благодаря творческому азарту исследователя и добросовестному поиску истины, портрет начинает "говорить" и представляет уже совсем другой интерес для любопытного наблюдателя.

Так автором этих страниц были восстановлены имена персонажей картин №42, 43, 44, 61).

     Вместе с тёщей Анной Бекман, был восприемником при крещении Евгения Константиновича Бекман [ЦГИА СПб.ф.536.оп.6,д.2331,4587;РГИА,ф.1343,оп.17,д.2166].

Похоронен на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с женой, дочерьми Лидией и Ольгой и зятем. Гранитная горка. Крест утрачен.
(Могилы в запущенном состоянии. Территория вокруг напоминает помойку. Мусорных баков поблизости не обнаружил. Прибрал как мог. Автор.)

Ближайшие сохранившиеся могилы:
Серков Иван Данилович - и Серков Владимир Иванович - архитектор. -1912.
Ставский Афанасий Григорьевич. -1910.
Тяпкин Алексей околодочный и Самсонов Антип - городовой. - 1869.

Источники:
1 А. Мокрецкий. Статья "Воспоминания об А.Г. Венецианове и учениках его". Отечественные записки 1857, №11, стр. 81-102.
2 "Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников". М.-Л.1931
3 Свидетельство дочери художника в письме И.С. Остроухову [РГАЛИ. ф.822,оп.1,ед.хр.1280,л.5].
4 ОР РНБ, ф. 708, Н.П.Собко, ед.хр.612, л.118-134,
5 Кульчицкая К.Г. "Каталог портретов собрания музея Академии Художеств". 1951 г. [Научный Архив РАХ, ф.11, оп.2, д.114].
6 Савинов А.Н. Русское искусство. Первая половина IXX века. Очерки о жизни и творчестве художников, М., 1954, ред. Леонов А.И., с. 637-642. Ф.М. Славянский].
7 П.Н. Петров. Сборник материалов для истории С.Петербургской Академии Художеств. СПб, 1864,т.II, с.438.
8 Раскин В.Г. "Портрет в творчестве учеников Венецианова. 1965 г. [Научный Архив РАХ, ф.11, оп.2, д.809].
9 Т.В. Алексеева. Художники школы Венецианова, 1982 г, с. 263, с. 414.
10 Некролог. С-П Ведомости, 1876 г., №50.
11 Журнал "Юный Художник", №5-6, 1994 г., стр.48 и 1 стр. обложки.
12 Письмо Славянского Ф.М. Черткову Александру Дмитриевичу, 1855 г. [РГАЛИ, ф.680, оп.1, ед.хр.147, лл.1-2].
13 Краткие биографические сведения о Славянском Ф.М. [РГАЛИ, ф.2322, оп.1, ед.хр.,135, лл.235].
14 Семенский Владимир Вячеславович. Предложение Совету Третьяковской галереи приобрести портрет К.М.Беляева работы Ф.М. Славянского, 1904 г. [РГАЛИ, ф.646, оп.1, ед.хр.47, лл.64].
15 Славянская Ольга Елисеевна. Письмо совету Третьяковской галереи о картинах Ф.М.Славянского, 1901г. [РГАЛИ, ф.646, оп.1, ед.хр.39, лл.59].
16 Часовников Виктор Андреевич. Письмо Н.И.Гучкову в Третьяковскую галерею о картине Ф.М.Славянского. [РГАЛИ, ф.646, оп.1, ед.хр.49, лл.33,34,35].
17 Перечень карточек Цветковской галереи. [РГАЛИ, ф.904, оп.1, ед.хр.37, лл.27]

Дети:

 

Кронид Фёдорович Славянский (№194)

(02.02.1847 г. - 11.09.1898 г.)

 

    Выдающийся акушер и гинеколог. Действительный Статский Советник. Потомственным дворянином не был. Причислен к дворянскому достоинству Указом Сената от 17 февраля 1892 г согласно Табель о рангах.

 

    В 1890 году владелец усадьбы «Мое удовольствие» в Межутоки Валдайского уезда Новгородской губернии, купивший её у Аничковых. Ему принадлежало 445,6 десятины земли.

 Семья жила в Петербурге, в квартире престижного дома Мурузи по Литейному проспекту 24, что на углу Пантелеймоновской (Пестеля). Соседями были: экономист В.Безобразов - сенатор и академик, философ Е. де Роберти, генерал-майор А.А. Пушкин (сын поэта), известный адвокат Д. Хартулари, Я. Кадьян хирург и общественный деятель.
В усадьбу приезжали только на отдых. Имением руководил управляющий.

    В «Земельном инвентаре Валдайского уезда за 1902 г.» говорится, что земля при озере Островитое (74,2 десятины – часть озера и 4,8 десятины суши) принадлежала дворянке Ольге Елисеевне Славянской [на 1913 и 1917 г. Вдова Д.С.С., Проф., 2-я Рождественская, д. 27, кв.12. тел.8529 (ныне 2-я Советская)]. Т.к. первоначально было 445,6 десятины земли, - видимо большая часть имения после его смерти была продана.

 

    В 1863 г окончил 4-ю Петербургскую Ларинскую гимназию  с серебряной медалью. Медицинское образование с золотой медалью и премией Иванова получил в Санкт-Петербургской Императорской Медико-Хирургической Академии 1868 г. (позже Военно-Медицинская Академия), где занимался патологической анатомией у профессора М.М. Руднева, как раз во время эпидемии холеры в Петербурге.
    Ещё будучи студентом, читал лекции по паталогоанатомии на своем курсе.

 

В этот период родной дядя - Николай Богданович Бекман материально обеспечивал студента.

    Акушерство изучал в клинике А.Я. Крассовскаго. Степень доктора медицины получил 23.05.1870 за диссертацию "К нормальной и патологической гистологии яичника человека" (в 23 года!), а в следующем году признан Конференцией Академии в звании приват-доцента. Командированный за границу, работал во многих физиологических лабораториях Европы у профессоров Seiffert'а, Brown'а, Crede, Virchow'а, Ludwig'а, Ranvier'а, Schwalbe и др.

     В 1876 г. (в возрасте 29 лет) избран экстраординарным профессором на кафедру акушерства и женских болезней в Казанский университет, откуда 11 сентября 1877 г. был переведён в Петербургскую Медико-Хирургическую Академию.

     Много способствовал развитию в России научной стороны акушерства и гинекологии. В академии им первым поставлено на высокий уровень клиническое дело, причём в основу положено проведение строгого обеззараживания при обращении с больными. Его заботами устроен и открыт родильный приют в Гавани, в Петербурге. Его руководство по женским болезням ("Частная патология и терапия женских болезней", 2 т.) пользуется большим распространением.
     Был членом-учредителем "съездов русских врачей", редактировал "Международную клинику" и "Журнал акушерства и женских болезней" и несколько переводных сочинений. Под его руководством исполнено много специальных работ по акушерству и женским болезням.

 

Работы (подробнее):
    "Изменение матки и яичников кролика под влиянием фосфорного отравления" (1871);
    "Исследование над строением отпадающей оболочки";
    "Metrite interne villeuse",
    "Endomertritis decidualis haemorrhagica bie Cholera",
    тоже по-английски;
    "О заболеваниях последа";
    "К анатомии и физиологии яичника";
    "О физиологических проявлениях половой жизни женщин-крестьянок";
    "О росте и созревании графовых пузырьков во время беременности" (1877);
    "Чревосечение при внематочной беременности" и многое другое.

 

    Заслуженный профессор военно-медицинской академии скончался на 52-м году жизни в своём новгородском имении и 16-го сентября похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. [ЦГИА,ф.639,оп.1,д.7,л.15]

    В его лице русская медицинская наука лишилась видного представителя, учащаяся молодежь - дельного, уважаемого и любимого учителя, а многочисленные больные — внимательного, всегда готового придти им на помощь и гуманного врача.
    Здоровья он был крепкого, но, как  засвидетельствовали его товарищи, он преждевременно сошел в могилу вследствие чрезмерного труда. Действительно, с юных лет он всецело посвятил себя науке и врачебной деятельности и так  ревностно ими занимался, что подорвал свое здоровье. На 30-м году жизни он уже занимает кафедру акушерства и женских болезней, и с тех пор в течение слишком двадцати лет не знал ни покоя, ни отдыха в своей многосторонней деятельности профессора, практикующего врача и заведующего госпитальной клиникой.
    Оставил около 50 весьма ценных научных работ, доставивших ему широкую известность не только в пределах России, но и за границею, так  что на международных медицинских конгрессах в Лондоне и Берлине его избирали в председатели.
    В качестве заведующего клиникою, его деятельность также дала прекрасные результаты. До него клиники этой как  бы не существовало, потому, что она лишена была всего, в чем нуждается госпиталь, сколько-нибудь сносно обставленный для лечения и демонстрирования больных. Теперь клиника эта во многих отношениях может быть названа образцовою, и молодые врачи находят в ней все необходимое для практического изучения своей специальности.
    Профессор пользовался редкою популярностью среди товарищей, студентов и начинающих врачей, которые спешили, где только могли, засвидетельствовать ему свою любовь и уважение. Наконец, как  врач, он оставил после себя наилучшую память среди многочисленных своих пациенток, — память не только знающего и крайне внимательного врача, но и отзывчивого, гуманнейшего человека. [Нива №39 1898 г стр779-780].

 

    Член Санкт-Петербургского Английского собрания (Дворцовая наб. 16х). (Ныне Английский клуб).


 Представленная выше гравюра выполнена по фотографии 1883/1884 г членов собрания. Альбом фотографий хранится в РГА КФФД.

 

Чины:

14.01.1873 Коллежский Ассесор,

28.07.1874 Надворный Советник,

26.03.1878 Коллежский Советник,

09.11.1880 Статский Советник,

30.08.1886 Действительный Статский Советник.

 

Ордена:

1879 29 апреля    Станислав 2 степени,

1882 30 августа    Анна 2 степени,

1890 30 августа    Владимир 3 степени.

 

Документы:

Место могилы Славянских Кронида Фёдоровича и его жены Ольги Елисеевны  (захоронена 24 сентября 1920 г) на кладбище Ново-Девичьего монастыря. Надгробие не сохранилось.
Участок 50 на плане 1885 г, Средняя часть, Нижняя полоса, лист 15 плановой книги, файл bg.
В 100м от склепа семьи Бекман на северо-восток.

(59.89811, 30.324740)

(Там же могила Врангель, возможно дочь Славянского? - требует уточнения).

Современный и совмещённый с современным план Новодевичьего кладбища 1885 г.
План участка 50 средней части нижней полосы. Участок семьи Славянских выделен красным.

 

Ближайшие сохранившиеся могилы:

№29. Дохтуров Дмитрий Петрович. Мраморный обелиск. 1838-1905 гг. Генерал от кавалерии.
Радкевичъ Д.Г.
Сергиевичъ В. и Л.В.
Палашковские С.Е. и Е.А.
Гизетти А.Г. и А.В.

 

Дети (усыновлённые):

По материалам, любезно предоставленным Стариковой Татьяной Геннадиевной:

     Зоя Кронидовна, (№197) (1881 г. - май 1942 г.), проживала 2-я Советская ул., д.27/2, кв. 40 ("Блокада", т.28).

     На 1913 и 1917 гг. Санкт-Петербург Зоя Кронидовна Славянская дочь ДСС. 2- Рождеств. 27, тел. 8529.

 

     Маргарита Кронидовна,


     Ольга Кронидовна Врангель (№198).
     Была собирательницей картин художников. В 1930 г. передала три картины работы своего деда в Русский Музей.

 

 (Дело 1896 года "О присвоении усыновлённым Кронидом Славянским Зое и Маргарите Тягельским фамилии и отчества усыновителя, и Ольге Врангель (бывшей Тягельской) только отчества".

 

Лидия Фёдоровна Рейх (Славянская) (№196)

(12.06.1848 г. - 21.11.1902 г.)

 

Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе Коллежского Асcесора Ф. Славянского. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23].

 

Однокурсником и товарищем Кронида Фёдоровича Славянского по Императорской МХ Академии был Михаил Рейх (см.). Видимо он и стал мужем Лидии.

 

Похоронена на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с родителями и сестрой Ольгой. Гранитная глыба. Крест утрачен.

 

 

Николай Фёдорович Славянский (№195)

(04.04.1853 г. - ?)

 

Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе КА Ф. Славянского. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23].

 

 

 

Антонина Фёдоровна Славянская-Ломан (Славянская) (№199)

(04.10.1857 г. - ?)

 

Возможно, она и изображена на картине "Семейный портрет" Ф. Славянского.

На 1917 г. Санкт-Петербург: Почётн. граж., фельдшер. Б.Зеленина 11, Исид. дом. убог.

Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе КА Ф. Славянского. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23].

 

Ольга Фёдоровна Гренстранд (Славянская) (№200)

(22.01.1860 г. - ок.13.12.1929 г.)

 

Восприемник при крещении в 1881 г. Георгия Владимировича Ломан.

Практикующий женский врач. Проживала с мужем Невский 111, тел 3175.

[Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1894... / ред. Н.И. Игнатов. - [Санкт-Петербург]: А.С. Суворинъ].

Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе КА Ф. Славянского. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23].

Муж - Михаил Петрович Гренстрандт (1856 - 1937 гг). Купец 1-й гильдии. Экспедиторская контора.

Имел собрание картин, хранящихся ныне в Эрмитаже и др. музеях.

 Похоронена на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с родителями и сестрой Лидией. Склеп с горизонтальной плитой. Тут же могила мужа.

(Могилы в запущенном состоянии. Территория вокруг напоминает помойку. Мусорных баков поблизости не обнаружил. Прибрал как мог. Автор.)

Фотоальбом.

Семейные картины работы мужа Александры Богдановны - Фёдора Михайловича Славянского.

Семейная картина. На балконе.
Холст, масло, 1851 г, Русский музей. (102.5х68.5 см.)
Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, тёща Анна Амалия Бекман и дети: Кронид (1847 г.р.), Лидия (1848 г.р.) Славянские, и на руках - племянник Анатолий Константинович Бекман (1850 г.р.).
Статья о картине.
[Подписана, видимо ошибочно, - Евгений (Константинович Бекман 1848 г.р.), либо перепутаны даты рождения Евгения и Анатолия в формулярном списке художника].
 

"Семейный портрет".
Холст, масло
, Государственная Третьяковская Галерея (подписана 1852 [8?]).
Константин Богданович Бекман в мундире Подполковника корпуса лесничих, его сестра Елена Богдановна Бекман, предположительно их бабушка, дети (Евгений (1848 г.р.) и Анатолий (1850 г.р.) Константиновичи и видимо дочь Елены Богдановны?
[По датам рождения детей картина получается 1858 г.!!! и подпись 52 г требует экспертизы. Цифра 2 в дате 1852, при детальном рассмотрении, напоминает 8]

Автопортрет.
Холст, масло, примерно 1860 г, Русский музей. (Дата на картине не указана).

Главная

Бекман

Селль Эренди Заевы Ломан

Гостевая книга

Ссылки

Новости

Шелагины

Дата последней редакции 18.09.2016

 Лицензия Creative Commons
Произведение «Beckman, Sell & Shelagin Family History» созданное автором по имени Alexey B. Shelagin, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://beckman.ru/copypast.htm.

Шелагин Алексей Борисович, 2011

 

  Яндекс.Метрика