Александра/Мария Богдановна Славянская (Бекман) (№160)
(19.03.1818 - 27.11.1898, Смоленское кл. С-Петербург)
Второе имя
Мария,
см. Журнал стр.35 документа [РГИА
ф.468, оп.2, д.100, 1812г].
В 1846 г.
вышла замуж за художника, будущего
академика
Академии Художеств - Ф.М. Славянского.
Вероисповедения - лютеранского.
Восприемница при крещении 13 февраля 1872 г Константина Николаевича Бекман.
[ЦГИА ф.536, оп.6, д.4587 О сопричислении сыновей отставного Статского Советника Николая Богдановича Бекманъ Сергея и Константина къ роду отца ихъ по двор. Род. Книги].
Справа её изображение на картине 1851 г.
Похоронена на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с мужем, дочерьми Лидией и Ольгой и зятем. Гранитная горка. Крест утрачен. (фото справа).
муж её Фёдор Михайлович Славянский (№193)
(1817 г. - 18.02.1876 г. Санкт-Петербург)
Крепостной помещика Андрея Александровича Семенского,
предположительно родился в селе Берёзовский Рядок, имения Тугановичи,
Валдайского уезда, Новгородской губернии [Виноградов
Б.К., Иванова Н.И., Сорока Л.Н.].
Художник рано проявил свой талант, самостоятельно занимаясь росписью
иконостасов в артели иконописцев. В 1839 году Алексей Гаврилович Венецианов пригласил Фёдора
"как зрелого художника", в свою
художественную
школу, в его поместье Сафонково. Вольную от
помещика А.А. Семенского получил
около 1840 г. за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова, рекомендовавшего талантливого ученика
к занятиям в Академии.
Через некоторое время после поступления вольнослушателем в Академию художеств, в
1840 г. Фёдор получил фамилию "Славянский" и работал в Эрмитаже. (хотя Венецианов ходатайствовал о
присвоении ему своей фамилии
[РГИА,
ф.789, оп.14, д.105, л.1]
и, несмотря на отказ, называл его своей фамилией).
Обучался под руководством профессоров Варнека и А.Т. Маркова, и одновременно брал уроки у Венецианова.
С самого начала своей творческой деятельности Фёдор проявил интерес к портретной живописи. И хотя его первые работы - ещё довольно робкие, но трогают с какой добросовестностью художник относится к своей задаче, с каким вниманием к своей модели.
Фёдор считал Венецианова своим отцом и благодетелем и вложил всю свою любовь в портрет Алексея Гавриловича. Вся семья художника рассказывала о портрете подробности, как будто сами знали любимого дедушку [6].
В продолжение всего своего творчества Славянский Ф. и Сорока Г. оставались наиболее верными и последовательными приверженцами "методы" Венецианова среди множества талантливых воспитанников его школы.
1839 г. участвовал в лотерее в пользу СПб детской больницы работами
*,
1840 г. вольноприходящий ученик Академии Художеств.
Сначала значился в ИАХ
как Венецианов. Алексей Гаврилович долго называл его в письмах и
документах своим именем! Так в 1840 г. он сообщил
обществу поощрения художников о том, что его ученики Бурдин и Венецианов
[Славянский]
начали писать маленькую церковь Зимнего Дворца с разных сторон. Также Славянского, как Михайлова сына, исследователи
путали с Михайловым А.М.
1842 г. получил серебряную медаль за работы
** с
натуры,
1845 г. получил звание "неклассного" [свободного] художника,
1847 г. получил вторую серебряную медаль и особую похвалу
Совета Академии за картину с натуры
№39,
1852 г. избран в "назначенные" в
Академики за
картины "На балконе" (№49) и портреты Бекман
(№51) и Свечина (№52),
что несомненно свидетельствовало о признании его как портретиста и в
академических кругах,
1852 г. (31 октября) признан Академиком
портретной живописи Академии Художеств
1854 г. (с 8 июля) учитель рисования в Лесном и Межевом институтах,
1859 г. (25 августа) произведён в Коллежские Ассесоры,
1862-75 гг. преподаватель Василеостровской и Петровской женских
гимназий в Петербурге. Давал частные уроки.
1856,
1873, 1876 -
[ЦГИА
ф.15, оп.2,
д.1065].
Известный сегодня список работ включает
более 80 произведений, выставленных во многих музеях и галереях.
Русский Музей - 15 произведений (№7,
11,
23,
24,
25,
26,
28,
48,
49,
50,
58,
68,
70,
71,
72).
Третьяковская Галерея (№9,
10,
19?,
69).
Эрмитаж (№32,
41,
42,
43,
44,
45,
46,
47).
Музей Академии Художеств (№57).
Оружейная палата. Москва (№22).
Тюменский областной
музей изобразительных искусств (№31).
Екатеринбургский музей изобразительных искусств (№51).
Музей изобразительных искусств Тбилиси (№64).
Львовская картинная галерея (№71).
Национальный художественный музей
Республики Саха, Якутия (№52).
Павловский дворец-музей (№59).
Автором сайта обнаружены сведения и собраны изображения картин:
1. | Иконостас храма «Успения Божьей Матери». |
2. | Сохранившийся фрагмент холста Успенье Пресвятой Богородицы, Богородица с Предвечным младенцем. |
3. | Образа церкви Успенья Божьей Матери и Николая Чудотворца в селе Берёзовский Рядок, где Фёдор, был крещён (записи краеведа). | |
4. | «Старик с шапкой»*. До 1839 г., | |
5. | «Девушка кормит цыплят»*. До 1839 г. | |
6. | «Портрет старика крестьянина»*. До 1839 г. | |
7. | Пейзаж и перспективные рисунки. Выставка Академии Художеств 1842 г. | |
8. | «Крестьянка за прялкой». Бумага, карандаш итальянский, 42.8х35.9, рисунок из самых ранних штудий. Русский музей, Р-3240. | |
9. | «Кабинет художника А. Г. Венецианова». Холст, масло, 35х43. 1839 г. С 1902 г. в Государственной Третьяковской Галерее. Приобретена у О.К. Славянской в 1902 г., №304, копия с работы А.В. Тыранова. |
10. | «В комнатах у А.А. Семенского в Тверской губернии [Отрадное]»**. Холст, масло, 54.5х111.5, 1830 - 1840 гг., Не окончена. Государственная Третьяковская Галерея, в 1929 г. поступила из музея иконописи и и живописи им. И.С. Остроухова, №11175. |
11. | «Прачки на чердаке Академии Художеств». 51.5х65.5, Этюд к картине Чердак АХ. Государственный Русский Музей. Из собрания Прянишникова Ф.И., Залеман М.А. |
12. | «Мужичок столяр». По материалам Нерадовского П.И. | |
13. | «Портрет отца священника Андреевского собора на Васильевском острове». По материалам Нерадовского П.И. | |
14. | «Малая церковь Зимнего дворца». 1840 г. Выставка Академии Художеств 1842 г. | |
15. | «Пейзаж, погост села Дубровского» или иначе «Вид усадьбы Венецианова». Лето 1841 г. Написана в Тверской губернии и вызывала особую гордость Венецианова. Картина была приобретена для кабинета Николая I в Зимнем Дворце. | |
16. | «Часовня в Зимнем дворце»**. До 1842 г. Выставка Академии Художеств. | |
17. | «Кабинет Рюминой»**. До 1842 г., Выставка Академии Художеств 1842 г. | |
18. | «Гостиная великой княжны Ольги Николаевны»**. До 1842 г. Выставка Академии Художеств 1842 г. | |
19. | «Портрет Венецианова»**. 1842 г., Выставка Академии Художеств 1842 г., местонахождение неизвестно. (Известный исследователь творчества школы Венецианова, доктор искусствоведения, профессор Савинов А.Н. в работе [6] задаёт вопрос - "Не им ли является известный портрет, считающийся произведением Г.В. Сороки? Портрет отличается от других произведений Г.В.Сороки характеристикой, объёмностью, пространственностью, движением, но не противоречит творчеству Славянского в ранний период"). [К тому же портрет не подписан, а подпись на подрамнике - ученик Венецианова, Сорока - сделана много позже смерти обоих, рукой неизвестного. Вообще, прошли десятилетия после смерти Григория, прежде чем его картины появились в музеях, а имя стало известно]. | |
20. | «Портрет Борщова»**. До 1842 г. Выставка Академии Художеств 1842 г. | |
21. | «Невеста». Копия Ф.А. Моллера. | |
22. | «Портрет Павла I». 1843-1844 гг., отправлена в оружейную палату. | |
23. | «В Помпеянской галерее Зимнего дворца». Холст, масло, 71.5х53, 1842 г. Государственный Русский Музей. Изображена Помпейская галерея. Унт. оф. Макаренко - Гренад. дворц. роты, Скороходъ Мейеръ, Истопн. Брехт, Арабъ Артуа. Куплена Н. Николаевичем 1842 г, подарена Е.И.В.В.К. Александре Ни., и по кончине ея возвращена В.К.Н. Николаевичу авг. 1844 г. Поступила в 1918 г из собрания В.К. Николая Николаевича, Ж-3686. | |
24. | «Старуха с палкой». Холст, масло, 43х36.5, конец 1830-х гг., дар О.К. Славянской Государственному Русскому Музею, Ж-3687. | |
25. | «Крестьянская девочка». Холст, масло, 36.5х27.5,1840-е гг., дар О.К. Славянской Государственному Русскому Музею в 1930 г, Ж-3688. |
26. | «Крестьянская девушка». Холст, масло, 33.5х24,1840-е гг., поступила от М.В. Костылева в Государственный Русский Музей в 1981 г, Ж-10327, авторство под вопросом. | |
27. | Портрет Веры Владимировны Панаевой. Холст, масло, 31.5х25.0, частная коллекция, Март 1844 г. Атрибуция Русского Музея. | |
28 | «Девушка в лесу». Холст, масло, 23.5х21.5, 1840-е гг. Государственный Русский Музей, поступила в 2000 г от ООО "Прибой", [подпись на обороте чернилами "венецiановъ"], Ж-12042. | |
Академия
Художеств рекомендовала художника Императору для копирования картин членов
Императорской семьи.
Т.о. в том числе написаны:
29. | Копия портрета Императрицы Александры Фёдоровны художницы Робертсон из ротонды Зимнего Дворца. [РГИА, ф.789, оп.1, ч.2, д.2892, 1844 г.]. | |
30. | Копия портрета Императрицы Александры Фёдоровны работы худ. Винтерхальтера [РГИА, ф.466, оп.1, N449]. |
31. | «Дама в чепце». Холст, масло, 67х55.5, 1843 (7?) г, Тюменский областной Музей Изобразительных Искусств, Ж-550. Подпись слева внизу по вертикали, год - неразборчиво. Куплена у М.П. Кагановой в 1962 г. | |
32. |
«Портрет игуменьи» [Семенской]. 1844 г. Холст, масло, 74х58.2. Государственный Эрмитаж. Передан в 1946 г. музеем этнографии народов СССР. |
|
33. | «Молящаяся нищая». 1846 г. | |
34. | «Портрет М.И. Путятиной (ур. Мельницкой)». | |
35. | «Вид Палермо». Копия, 1846 г. | |
36. | «Портрет А.Н. Оленина» [Президента Академии]. Копия А.Г. Варнека. Приобретена АХ. | |
37. | Два портрета «Великой Княгини Ольги Николаевны». Акварельные копии В.И. Гау. | |
38. | «Портрет Великого Князя Александра Николаевича». 2.55х1.65, Центральное хранилище дворцовых фондов АХ. | |
39. | «Портреты Великой Княжны Ольги Николаевны в военном костюме». 1846 г. [РГИА, ф.789, оп.1,ч.2, д.3066], [памятка Елисаветградского полка]. | |
40. | «Старик в тулупе». 1847 г. | |
41. | «Портрет графа Гавриила Ивановича. Головкина (1660-1734)». 1848 г., Холст, масло, 78.5х66. Государственный Эрмитаж. Передан в 1949 г. музеем этнографии народов СССР. | |
42. | «Портрет кн. Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737)». 1848 г., Холст, масло, 78х65.5. Государственный Эрмитаж. Передан в 1946 г. музеем этнографии народов СССР. | |
43. | «Портрет кн. Фёдора Юрьевича Ромодановского (~1670-1739)». 1848 г., Холст, масло, 78х66. Государственный Эрмитаж. Передан в 1946 г. музеем этнографии народов СССР. Происходит из галереи Императора Петра Великого при Академии Наук. | |
44. | «Портрет кн. Бориса Ивановича Куракина (1676-1727)». 1848 г., Холст, масло, 78х66. Государственный Эрмитаж. Передан в 1946 г. музеем этнографии народов СССР. | |
45. | «Портрет генерал-фельдмаршала кн. Аникиты Ивановича Репнина (1668-1726)». 1848 г., Холст, масло, 79х66. Государственный Эрмитаж. Передан в 1946 г. музеем этнографии народов СССР. Происходит из галереи Императора Петра Великого при Академии Наук. | |
46. | «Портрет кн. Василия Лукича Долгорукого (~1670-1739)». 1848 г., Холст, масло, 78.7х65.5. Государственный Эрмитаж. Передан в 1946 г. музеем этнографии народов СССР | |
47. | «Портрет вел. князя Николая Николаевича старшего (1831-1891)». 1848 г., Холст, масло, 264х200. Государственный Эрмитаж. Передан из Романовской Галереи Зимнего Дворца. | |
48. | «Портрет неизвестного». 1849 г. Государственный Русский Музей, поступила в 1991 из худ. салона-выставки №1 Ленинград, Ж-11799. | |
49. | «Голова русской женщины». Холст, масло, 42х35.5, 1840-е гг (1854?). Государственный Русский Музей, поступила в 1910 г. от А.В. Милюковой, Ж-6270. | |
50. | «Cемейная картина. На балконе». Холст, масло, 102.5х68.5, 1851 г, Государственный Русский музей (инв. № Ж-3684). Поступила в 1921 г. из собрания Ручко. Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, тёща Анна Амалия Бекман и дети: Кронид, Лидия Славянские и крестник Евгений Бекман (по дате рождения получается Анатолий). Справа внизу подпись. За эту картину и за два портрета в 1851 году Славянский получил звание „назначенного в академики" (т.е. соискателя). В наши дни картина неоднократно экспонировалась на выставках,[11]. | |
51. | «Портрет Юлии Фёдоровны Бекман». Холст, масло. 88х70, Начало 1850-х гг, Музей изобразительных искусств, Екатеринбург. В 1957 г. картина куплена у Федорихина П.В. в очень плохом состоянии. Реставрирована. | |
52. |
|
«Портрет
А.Е. Бекман». [Тёщи художника -
Анны Егоровны]
- две одинаковые картины. 1. 1851 г., Холст, масло, 50х41, овал. Национальный художественный музей Республики Саха, Якутия, [в музее под наименованием «Женский портрет», см. для сравнения изображение на семейной картине №41. Картина выставлялась в Третьяковской Галерее "Золотая Карта России"]. 2. Холст, масло, овал. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар. Поступила из Русского Музея в 1986 г. Метка 7 красной краской. |
53. | «Портрет Свечина». 1851 г. | |
54. | «Неизвестная в одежде Смолянки». Холст, масло, 1851 г, из собрания И.С.Зильберштейна. Москва. [Список воспитанниц Смольного института благородных девиц]. | |
55. | «г. де Мортье», 1851-1852 г., Выставка Академии Художеств 1857 г. | |
56. | «г-жи Зубрицкой», Выставка Академии Художеств 1857 г. | |
57. | «Портрет Адама Васильевича Олсуфьева» почётного любителя Академии Художеств, писателя, государственного деятеля. 71х58, 1852 г., Портретная выставка АХ 1870 г. | |
58. | «Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева». Холст, масло, 129.5х100. 1852 г., Государственный Русский Музей, Ж-6038, Поступила в 1923 г. из АХ. | |
59. |
«Портрет Фёдора Васильевича Ростопчина». 1853 г. Х.м., копия С. Тончи - Павловский дворец-музей (Государственный Музей-Заповедник "Павловск"). |
|
60. | «Портрет Нарышкина». Копия экземпляра АХ, 1853 г. | |
61. | «Портрет Бекман А.Б.» [жены Александры Богдановны]. 1853 г. | |
62. | «Портрет Кизеветер». 1853 г. |
63. | «Портрет Цес». 1853 г. | |
64. | «Царица Александра». Копия образа К.П. Брюллова. Холст, масло, 89х71, 1853-1854 гг., Государственный музей искусств Тбилиси. | |
65. | Портреты Государя Императора Николая I, копированные с работы живописца Крюгера [РГИА ф.789, оп.2, д.30 (1855 г.)] | |
66. | «Портрет Синягиной». 1855 г. | |
67. | «Портрет Зубриковой». 1857 г. | |
68. | «Портрет генерал-майора Григория Ивановича Демортье с медалью "За защиту Севастополя"». Холст, масло, 83х69, 1858 г., Ж-3683, подпись "Ф. Славянский, 1858, года" слева у плеча, библиография 624 № 5472, с 1924 г. в Государственном Русском Музее из ГМФ. | |
69. | «Семейный портрет», Холст, масло, 218х181. Подписана внизу на скатерти 1852[8] г, Государственная Третьяковская Галерея. инв. №9251, Поступила в 1925 г. из Гос. Цветковской Галереи, ранее в 1900 г. И.Е. Цветков приобрёл её у В.Х.Гобермана). Автор сайта, основываясь на датах рождения детей, полагает что картина датируется 1858 г., возможно, 2 в подписи - подделка из 8, либо дата сознательно искажена художником? | |
70. | «Портрет Веры Николаевны фон Дервиз, рожд. Тиц», (1832 - 1903) жены П.Г. фон Дервиз. Холст, масло, 103.5х81 (овал), 1858 г, Ж-5429. Государственный Русский Музей от П.П. Дервиз. | |
71. | «Портрет неизвестной». Холст, масло, 105х81, 1858 г., овал. Львовская картинная галерея. | |
72. | «Портрет Сверчковой». 1858 г. | |
73. | «Портрет Константина Михайловича Беляева». Масло, картон, 31.5х23.5, 1859 г., Ж-3682. Государственный Русский Музей с 1910 г. от В.В. Семенского. | |
74. | «Автопортрет». Холст, масло, 30х22.5. Примерно 1860 г., дар О.К. Славянской Государственному Русскому Музею, Ж-3685, (написан в сдержанной, скромной гамме серовато-зеленоватых тонов. Поражает своей непритязательностию и правдивостию. В нём нет никакой эффектности, броскости. Всё свидетельствует о внимательном, реалистическом подходе к натуре). | |
75. | «Портрет Рейтера». 1862 г. | |
76. | «Портреты Александра II». 1865-1867 гг., поясные и в рост. | |
77. | «Портрет Симбирской». 1865-1866 гг. | |
78. | «Портрет Косаловской». 1865-1866 гг. | |
79. | Две копии с «Портрета Кусова». Для Волковской богадельни и Купеческой управы. | |
80. | «Портрет Ад. Вл. Олсуфьевой». 1 аршин 13 вершков. |
... и др.
Портрет – удивительный жанр. Это и историко-художественный материал, и способ познания отдельной эпохи. Но, прежде всего, портрет – это бесценный исторический документ, где в лицах и типажах отпечатался далёкий период времени.
Высоко ценились портреты, которым художник уделял в своем творчестве достаточное внимание. Именно за портреты, и в их числе «Семейный. На балконе», «Портрет В.К. Шебуева», художник был удостоен звания Академика Императорской Академии Художеств.
"Славянский предстаёт в своих работах художником точным и наблюдательным, ищущим характерных особенностей изображённого, разнообразным в средствах и владеющим значительным мастерством. Художник унаследовал в школе Венецианова здоровые основы реализма, придавшие его работам значительность и силу". А.Н. Савинов [6].
(Когда неизвестный портрет обретает свои "паспортные данные", благодаря творческому азарту исследователя и добросовестному поиску истины, портрет начинает "говорить" и представляет уже совсем другой интерес для любопытного наблюдателя.
Так автором этих страниц были восстановлены имена персонажей картин №50, 51, 52, 69).
Галерея найденных изображений картин Ф.М.Славянского.
Вместе с тёщей Анной Бекман, был восприемником при крещении Евгения Константиновича Бекман [ЦГИА СПб. ф.536. оп.6, д.2331,4587; РГИА, ф.1343, оп.17, д.2166].
Умер от "болезни по случаю истощения сил на службе"18. Похоронен на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92,
(59.94370, 30.24031) вместе с женой, дочерьми Лидией и Ольгой и зятем. Гранитная
горка. Крест утрачен.
(Могилы в запущенном состоянии. Территория вокруг напоминает помойку. Мусорных
баков поблизости не обнаружил. Прибрал как мог. Автор.)
Ближайшие сохранившиеся могилы:
Серков Иван Данилович - и
Серков Владимир Иванович -
архитектор. -1912.
Ставский Афанасий Григорьевич.
-1910.
Тяпкин Алексей околодочный и Самсонов Антип
- городовой. - 1869.
Источники:
1
А. Мокрецкий. Статья "Воспоминания об А.Г. Венецианове и учениках его".
Отечественные записки 1857, №11, стр. 81-102.
2
"Венецианов в письмах художника и
воспоминаниях современников". М.-Л.1931
3
Свидетельство
дочери художника в письме И.С.
Остроухову [РГАЛИ. ф.822,оп.1,ед.хр.1280,л.5].
4
ОР РНБ, ф. 708, Н.П.Собко, ед.хр.612, л.118-134,
5
Кульчицкая К.Г. "Каталог портретов
собрания музея Академии Художеств". 1951 г. [Научный Архив
РАХ,
ф.11, оп.2, д.114].
6
Савинов А.Н. Русское искусство. Первая половина IXX
века. Очерки о жизни и творчестве художников, М., 1954, ред. Леонов А.И., с. 637-642. Ф.М. Славянский].
7
П.Н. Петров. Сборник материалов для
истории С.Петербургской Академии Художеств. СПб, 1864,т.II,
с.438.
8
Раскин В.Г. "Портрет в творчестве учеников
Венецианова. 1965 г. [Научный Архив РАХ,
ф.11, оп.2, д.809].
9
Т.В. Алексеева. Художники школы Венецианова, 1982 г, с. 263, с. 414.
10
Некролог. С-П Ведомости, 1876 г., №50.
11
Журнал
"Юный Художник", №5-6, 1994 г.,
стр.48 и 1 стр. обложки.
12 Письмо
Славянского Ф.М. Черткову Александру Дмитриевичу, 1855 г. [РГАЛИ, ф.680, оп.1,
ед.хр.147, лл.1-2].
13
Краткие биографические сведения о Славянском Ф.М. [РГАЛИ, ф.2322, оп.1,
ед.хр.,135, лл.235].
14
Семенский Владимир Вячеславович. Предложение Совету Третьяковской галереи
приобрести портрет К.М.Беляева работы Ф.М. Славянского, 1904 г. [РГАЛИ, ф.646,
оп.1, ед.хр.47, лл.64].
15
Славянская Ольга Елисеевна. Письмо совету Третьяковской галереи о картинах
Ф.М.Славянского, 1901г. [РГАЛИ, ф.646, оп.1, ед.хр.39, лл.59].
16
Часовников Виктор Андреевич. Письмо Н.И.Гучкову в Третьяковскую галерею о
картине Ф.М.Славянского. [РГАЛИ, ф.646, оп.1, ед.хр.49, лл.33,34,35].
17
Перечень карточек Цветковской галереи. [РГАЛИ, ф.904, оп.1, ед.хр.37, лл.27]
18 Формулярные списки
Ф.М.Славянского [ЦГИА, ф.15, оп.2, д.1065]
Кронид Фёдорович Славянский (№194)
(02.02.1847 г. - 11.09.1898 г.)
Выдающийся акушер и гинеколог. Действительный Статский Советник. Потомственным дворянином не был. Причислен к дворянскому достоинству Указом Сената от 17 февраля 1892 г согласно Табель о рангах.
В 1890 году владелец усадьбы «Мое удовольствие» в Межутоки Валдайского уезда Новгородской губернии, купивший её у Аничковых. Ему принадлежало 445,6 десятины земли.
Семья жила в Петербурге, в квартире престижного дома
Мурузи по Литейному проспекту 24, что на углу Пантелеймоновской (Пестеля).
Соседями были: экономист В.Безобразов - сенатор и академик, философ Е. де Роберти,
генерал-майор А.А. Пушкин (сын поэта), известный адвокат Д. Хартулари, Я. Кадьян
хирург и общественный деятель.
В усадьбу приезжали только на отдых. Имением руководил управляющий.
В «Земельном инвентаре Валдайского уезда за 1902 г.» говорится, что земля при озере Островитое (74,2 десятины – часть озера и 4,8 десятины суши) принадлежала дворянке Ольге Елисеевне Славянской [на 1913 и 1917 г. Вдова Д.С.С., Проф., 2-я Рождественская, д. 27, кв.12. тел.8529 (ныне 2-я Советская)]. Т.к. первоначально было 445,6 десятины земли, - видимо большая часть имения после его смерти была продана.
В 1863 г окончил 4-ю Петербургскую Ларинскую гимназию с серебряной
медалью. Медицинское образование с золотой медалью и премией Иванова получил в
Санкт-Петербургской Императорской Медико-Хирургической Академии 1868 г. (позже
Военно-Медицинская Академия), где занимался патологической анатомией у
профессора М.М. Руднева, как раз во время эпидемии холеры в Петербурге.
Ещё
будучи студентом, читал лекции по паталогоанатомии на своем курсе.
В этот период родной дядя - Николай Богданович Бекман материально обеспечивал студента.
Акушерство изучал в клинике А.Я. Крассовскаго. Степень доктора медицины получил 23.05.1870 за диссертацию "К нормальной и патологической гистологии яичника человека" (в 23 года!), а в следующем году признан Конференцией Академии в звании приват-доцента. Командированный за границу, работал во многих физиологических лабораториях Европы у профессоров Seiffert'а, Brown'а, Crede, Virchow'а, Ludwig'а, Ranvier'а, Schwalbe и др.
В 1876 г. (в возрасте 29 лет) избран экстраординарным профессором на кафедру акушерства и женских болезней в Казанский университет, откуда 11 сентября 1877 г. был переведён в Петербургскую Медико-Хирургическую Академию.
Много
способствовал развитию в России научной стороны акушерства и гинекологии. В
академии им первым поставлено на высокий уровень клиническое дело, причём в
основу положено проведение строгого обеззараживания при обращении с больными.
Его заботами устроен и открыт родильный приют в Гавани, в Петербурге. Его
руководство по женским болезням ("Частная патология и терапия женских болезней", 2 т.)
пользуется большим распространением.
Был членом-учредителем "съездов русских
врачей", редактировал "Международную клинику" и "Журнал акушерства и женских
болезней" и несколько переводных сочинений. Под его руководством
исполнено много специальных работ по акушерству и женским болезням.
Работы (подробнее):
"Изменение матки и яичников кролика под влиянием фосфорного
отравления" (1871);
"Исследование над строением отпадающей оболочки";
"Metrite
interne villeuse",
"Endomertritis decidualis haemorrhagica bie Cholera",
тоже
по-английски;
"О заболеваниях последа";
"К анатомии и физиологии яичника";
"О
физиологических проявлениях половой жизни женщин-крестьянок";
"О росте и
созревании графовых пузырьков во время беременности" (1877);
"Чревосечение при внематочной беременности" и многое другое.
Заслуженный профессор военно-медицинской академии скончался на 52-м году жизни в своём новгородском имении и 16-го сентября похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. [ЦГИА, ф.639, оп.1, д.7, л.15].
В его лице
русская медицинская наука лишилась видного представителя, учащаяся молодежь -
дельного, уважаемого и любимого учителя, а многочисленные больные — внимательного, всегда
готового придти им на помощь и гуманного врача.
Здоровья он был крепкого, но, как засвидетельствовали его
товарищи, он преждевременно сошел в могилу вследствие чрезмерного труда.
Действительно, с юных лет он всецело посвятил себя науке и врачебной
деятельности и так ревностно ими занимался, что подорвал свое здоровье.
На 30-м
году жизни он уже занимает кафедру акушерства и женских болезней, и с тех пор в
течение слишком двадцати лет не знал ни покоя, ни отдыха в своей многосторонней
деятельности профессора, практикующего врача и заведующего госпитальной
клиникой.
Оставил около 50 весьма ценных научных работ, доставивших ему
широкую известность не только в пределах России, но и за границею, так что на
международных медицинских конгрессах в Лондоне и Берлине его избирали в
председатели.
В качестве заведующего клиникою, его деятельность также дала
прекрасные результаты. До него клиники этой как бы не существовало, потому, что
она лишена была всего, в чем нуждается госпиталь, сколько-нибудь сносно
обставленный для лечения и демонстрирования больных. Теперь клиника эта во
многих отношениях может быть названа образцовою, и молодые врачи находят в ней
все необходимое для практического изучения своей специальности.
Профессор пользовался редкою популярностью среди товарищей,
студентов и начинающих врачей, которые спешили, где только могли,
засвидетельствовать ему свою любовь и уважение. Наконец, как врач, он оставил
после себя наилучшую память среди многочисленных своих пациенток, — память не
только знающего и крайне внимательного врача, но и отзывчивого, гуманнейшего
человека.
[Нива
№39 1898 г стр779-780].
Член
Санкт-Петербургского
Английского собрания (Дворцовая наб. 16х). (Ныне
Английский клуб).
Представленная выше гравюра выполнена по фотографии членов
собрания. [ЦГА
КФФД СПб. Фотоальбом П19, сн.48. 1893-1894 гг.]
Чины:
14.01.1873 Коллежский Ассесор,
28.07.1874 Надворный Советник,
26.03.1878 Коллежский Советник,
09.11.1880 Статский Советник,
30.08.1886 Действительный Статский Советник.
Ордена:
1879 29 апреля Станислав 2 степени,
1882 30 августа Анна 2 степени,
1890 30 августа Владимир 3 степени.
Документы:
История Императорской Военно-Медицинской (бывшей Медико-Хирургической) Академии за 100 лет (1798-1898). Под ред. Ивановского, СПб, 1898 г. [фото Славянского К.Ф. на стр 632,633].
Двадцатипятилетие врачей - бывших студентов Императорской медико-хирургической Академии выпуска 9-го декабря 1868 г. / ред.: К.Ф.Славянский, В.В.Клименко. - СПб, 1893. - 258 с. - [РНБ, код 18.271.2.35]. Раздел о К.Ф.
День 25-летия врачебно-учёной деятельности Кронида Фёдоровича Славянского, ординарного профессора Клиники акушерства и женских болезней ВМА, директора Гаваньского родильного приюта в СПб...9 дек 1893г. СПб, 1894 г. [РНБ, код 18.226.8.117]. Речь К.Ф.
Н.П.Загоскин - "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского Университета. ч.II, стр. 323-331, статья проф. Груздева В.С ).
РГАЛИ, ф.275, оп.1, ед.646 Письмо 22.11.1879 г. К.Ф.Славянского проф. МХА Е.В.Пеликану - Благодарность за участие в установке памятника проф. М.М.Рудневу.
РГАЛИ, ф.459, оп.1, ед.3946 Письмо 11.12.1893 г. К.Ф.Славянского издателю А.С.Суворину.
Место могилы Славянских Кронида
Фёдоровича и его жены Ольги Елисеевны (захоронена 24 сентября 1920 г) на
кладбище Ново-Девичьего монастыря. Надгробие не сохранилось.
(Из переписки автора
о восстановлении надгробия).
Участок 50 на плане 1885 г, Средняя часть, Нижняя полоса, лист 15 плановой
книги, файл bg.
В 100м от склепа семьи Бекман на северо-восток.
(Там же могила Врангель, возможно дочь Славянского? - требует уточнения).
Планы Новодевичьего кладбища
Современный план |
План 1885 г. Участки 50 - Славянские и 12 - Бекман |
План
участка 50. |
Ближайшие сохранившиеся могилы:
№29.
Дохтуров Дмитрий Петрович.
Мраморный обелиск. 1838-1905 гг.
Генерал от кавалерии.
Радкевичъ
Д.Г.
Сергиевичъ В. и Л.В.
Палашковские С.Е. и Е.А.
Гизетти
А.Г. и А.В.
Дети (усыновлённые):
По материалам, любезно предоставленным Стариковой Татьяной Геннадиевной:
Зоя Кронидовна, (№197) (1881 г. - май 1942 г.), проживала 2-я Советская ул., д.27/2, кв. 40 ("Блокада", т.28).
На 1913 и 1917 гг. Санкт-Петербург Зоя Кронидовна Славянская дочь ДСС. 2- Рождеств. 27, тел. 8529.
Маргарита Кронидовна,
Ольга Кронидовна
Врангель (№198).
Была собирательницей картин художников. В 1930 г. передала три картины работы
своего деда в Русский Музей.
(По сведениям Википедии - жена барона, генерал-майора Константина Владимировича Врангеля).
(Дело 1896 года "О присвоении усыновлённым Кронидом Славянским Зое и Маргарите Тягельским фамилии и отчества усыновителя, и Ольге Врангель (бывшей Тягельской) только отчества".
Лидия Фёдоровна Рейх (Славянская) (№196)
(12.06.1848 г. - 21.11.1902 г.)
Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе
Коллежского Асcесора
Ф. Славянского.
[РГИА,
ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23],
[ЦГИА,
ф.15, оп.2, д.1065].
Однокурсником и товарищем Кронида Фёдоровича Славянского по Императорской МХ Академии был Михаил Рейх (см.), впоследствии ставший мужем Лидии [ЦГИА, ф.15, оп.2, д.1065, л.8].
Похоронена на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с родителями и сестрой Ольгой. Гранитная глыба. Крест утрачен.
Николай Фёдорович Славянский (№195)
(04.04.1853 г. - ?)
Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе КА
Ф. Славянского.
[РГИА,
ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23],
На 1876 г. находился на службе
[ЦГИА,
ф.15, оп.2, д.1065, л.23].
Антонина Фёдоровна Славянская-Ломан (Славянская) (№199)
(04.10.1857 г. - ?)
Предположительно, она и изображена на картине "Семейный портрет" Ф. Славянского.
На 1917 г. Санкт-Петербург: Почётн. граж., фельдшер. Б.Зеленина 11, Исид. дом. убог.
Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе КА Ф. Славянского. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23],
26.01.1877 вышла замуж за мичмана 3-го флотского экипажа В.П.Ломан, лютеранского вероисповедания [ЦГИА, ф.15, оп.2, д.1065, л.33об.].
Ольга Фёдоровна Гренстранд (Славянская) (№200)
(22.01.1860 г. - ок.13.12.1929 г.)
Восприемник при крещении в 1881 г. Георгия Владимировича Ломан.
Практикующий женский врач. Проживала с мужем Невский 111, тел 3175.
[Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1894... / ред. Н.И. Игнатов. - [Санкт-Петербург]: А.С. Суворинъ].
Данные о рождении приведены в формулярном списке о службе КА Ф. Славянского. [РГИА, ф.789, оп.14, д.105-С, лист 23].
09.02.1886 вступила в законный брак.
Муж - Михаил Петрович Гренстрандт (1856 - 1937 гг), Финляндский уроженец [ЦГИА, ф.15, оп.2, д.1065, л.33об.]. Купец 1-й гильдии. Экспедиторская контора.
Имел собрание картин, хранящихся ныне в Эрмитаже и др. музеях.
Дети:
(сведения из открыток от двоюродной сестры Ники Воронцовой (Ломан))Ольга Михайловна,
Фёдор Михайлович,
Михаил Михайлович.
Ольга Фёдоровна похоронена на Смоленском кладбище С-Петербурга, уч. 92, (59.94370, 30.24031) вместе с родителями и сестрой Лидией. Склеп с горизонтальной плитой. Тут же могила мужа.
Семейные картины работы мужа Александры Богдановны - Фёдора Михайловича Славянского.
Семейная картина. На балконе.
Холст, масло, 1851 г, Русский музей. (102.5х68.5 см.)
Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, тёща Анна Амалия
Бекман и дети: Кронид (1847 г.р.), Лидия (1848 г.р.) Славянские, и на руках -
племянник Анатолий Константинович Бекман (1850 г.р.).
Статья о картине.
[Подписана, видимо
ошибочно, - Евгений (Константинович Бекман 1848 г.р.),
либо перепутаны даты рождения Евгения и Анатолия в
формулярном списке художника].
"Семейный портрет".
Холст, масло,
Государственная Третьяковская Галерея (подписана 1852
[8?]).
Константин Богданович Бекман в
мундире Подполковника корпуса лесничих, его сестра Елена Богдановна
Бекман, предположительно их бабушка,
дети (Евгений (1848 г.р.) и Анатолий (1850 г.р.) Константиновичи и видимо дочь
Елены Богдановны?
[По датам рождения детей картина получается 1858 г.!!!
и подпись 52 г требует экспертизы. Цифра 2 в дате 1852,
при детальном рассмотрении, напоминает 8]
Автопортрет.
Холст,
масло, примерно 1860 г, Русский музей. (Дата на картине не указана).
Дата последней редакции 19.02.2024
Произведение «Beckman, Sell & Shelagin Family History» созданное автором по имени Alexey B. Shelagin, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная. Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://beckman.ru/copypast.htm. |